Депутат Н.Н. Губенко (фракция КПРФ) внес на рассмотрение Московской городской Думы законопроект, направленный на воссоединение республик СССР. 16 мая 2007 года состоялось его рассмотрение на заседании МГД.

 

C обоснованием законопроекта выступил Н.Губенко.

 

15 мая в «Российской газете» опубликована статья «СССР в проекте», посвященная данной законодательной инициативе.

 

Вносится Московской

                                                                                       городской  Думой

 

                                                                                       Проект

 

 

РоссийскАЯ ФедерациЯ

 

ЗАКОН

 

О поправке к статье 79 Конституции Российской Федерации

 

Дополнить статью 79 Конституции Российской Федерации частью 2 следующего содержания:

«2. Российская Федерация является государством - правопреемником Союза Советских Социалистических Республик (СССР) и обеспечивает право других государств на территории СССР на воссоединение. Воссоединение союзных и автономных республик, ранее находившихся в составе СССР, может осуществляться в соответствии с международными договорами.».

 

 

 

          Президент

Российской Федерации

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

к проекту закона Российской Федерации «О поправке к статье 79 Конституции Российской Федерации»

 

В соответствии со статьей 2 Договора о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР (Москва, 4 декабря 1991 года) Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика является государством - правопреемником СССР.

В Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской и Словацкой Федеративной Республики об урегулировании имущественных и финансовых вопросов, связанных с выводом советских войск с территории ЧСФР, от 1 апреля 1992 года указано, что Российская Федерация является государством - правопреемником Союза Советских Социалистических Республик по вопросам, связанным с выводом советских войск с территории Чешской и Словацкой Федеративной Республики.

Согласно Протоколу между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша об урегулировании имущественных, финансовых и других вопросов, связанных с выводом войск Российской Федерации с территории Польши (Москва, 22 мая 1992 года), Российская Федерация является государством - правопреемником бывшего Союза Советских Социалистических Республик.

В Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики об урегулировании имущественно-финансовых и других экономических вопросов, связанных с пребыванием и выводом войск бывшего СССР, временно находившихся на территории Венгрии (Будапешт, 11 ноября 1992 года), указано, что Российская Федерация является правопреемником бывшего СССР по вопросам, связанным с пребыванием и выводом войск бывшего СССР, временно находившихся на территории Венгрии.

Согласно дополнению к Межправительственному Соглашению о поставках природного газа в Греческую Республику от 7 октября 1987 года (Афины, 1 июля 1993 года) Правительство Российской Федерации является правопреемником Правительства СССР по Межправительственному Cоглашению о поставках природного газа в Греческую Республику от 7 октября 1987 года.

В Протоколе о намерениях по торгово-экономическому сотрудничеству между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии (Москва, 3 декабря 1993 года) указано, что Российская Федерация является правопреемником бывшего Союза Советских Социалистических Республик по международным обязательствам.

В Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о частичном урегулировании задолженности бывшего СССР перед Финляндской Республикой (Хельсинки, 30 мая 1995 года) указано, что Российская Федерация является правопреемником бывшего СССР.

В Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ангола о реструктуризации задолженности по государственным и коммерческим кредитам, предоставленным бывшим СССР Республике Ангола (Москва, 20 ноября 1996 года), указано, что Правительство Российской Федерации является правопреемником СССР в отношении внешнего государственного долга и активов.

В Договоре о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Чешской Республикой (Прага, 26 августа 1993 года), Протоколе между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики об инвентаризации договорно-правовой базы и действии двусторонних договоров и соглашений в отношениях между Российской Федерацией и Чешской Республикой (Москва, 18 июля 1997 года), Протоколе между Правительством Российской Федерации и Правительством Словацкой Республики об инвентаризации договорно-правовой базы и действии двусторонних договоров и соглашений в отношениях между Российской Федерацией и Словацкой Республикой (Москва, 31 октября 1995 года), Протоколе между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македонии об инвентаризации двусторонних договоров (Москва, 21 декабря 2005 года), Протоколе между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Хорватии о продолжении действия двусторонних договоров (Загреб, 12 января 1998 года) указано, что Российская Федерация является государством - продолжателем Союза Советских Социалистических Республик и в этом качестве продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных СССР и Правительством СССР.

В Соглашении о принципах и порядке выполнения Договора об обычных вооруженных силах в Европе (Ташкент, 15 мая 1992 года) Российская Федерация именуется как государство - правопреемник Союза Советских Социалистических Республик.

В Протоколе к Договору между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Лиссабон, 23 мая 1992 года) указано, что Российская Федерация как государство - правопреемник бывшего Союза Советских Социалистических Республик в связи с Договором принимает на себя обязательства бывшего Союза Советских Социалистических Республик по Договору.

В Меморандуме о договоренности в связи с Договором между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 года (Нью-Йорк, 26 сентября 1997 года) Российская Федерация именуется для целей указанного Меморандума государством - правопреемником СССР.

В федеральных законах также присутствует норма правопреемства Российской Федерации по отношению к СССР. Так, например, в статье 60 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года № 3612-1 указано, что «Российская Федерация является правопреемником и продолжателем СССР во владении и использовании культурных центров и иных организаций культуры за рубежом».

В преамбуле Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» говорится, что «Федеральный закон исходит из того, что:

Российская Федерация - есть правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и Союза Советских Социалистических Республик (СССР);

институт российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности (континуитета) российской государственности».

В Договоре об образовании Союза Советских Социалистических Республик (Москва, 30 декабря 1922 года) определено, что:

«1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежат:

а) представительство Союза в международных сношениях;

б) изменение внешних границ Союза;

в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;».

На основании указанных пунктов, а также соответствующих положений статьи 73 Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик от 7 октября 1977 года может быть проведена аналогия и в отношении правопреемства Российской Федерации.

Таким образом, предлагаемый законопроект находится в соответствии с частью 4 статьи 15 и  статьей 79 Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», дополняет и расширяет право Российской Федерации как государства на международном уровне.


 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 

к проекту постановления Московской городской Думы

«О проекте закона Российской Федерации «О поправке к статье 79 Конституции Российской Федерации»
 
Проект постановления Московской городской Думы направлен на реализацию права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которым в соответствии с частью 1 статьи 104 и статьей 134 Конституции Российской Федерации, а также пунктом 7 части 1 статьи 35 Устава города Москвы обладает Московская городская Дума.
Основываясь на принципе непрерывности (континуитета) российской государственности, принимая историческую роль города Москвы в собирании российских земель, Московская городская Дума считает необходимым отразить в Конституции Российской Федерации неотъемлемое право Российской Федерации обеспечить воссоздание межгосударственного объединения на территории, ранее занимаемой Союзом Советских Социалистических Республик.
 
 
Редактор проекта:
депутат Московской городской Думы

Н.Н.Губенко

625-68-75