Уважаемые коллеги!

 

 Согласно воле Московской городской Думы Постановлением от 17-го февраля 2010 года был создан Общественный консультативный совет политических партий при Московской городской Думе. Среди них - четыре партии, не входящие в нынешний состав Думы, плюс доминирующая «Единая Россия» и символическая по численности КПРФ. Для меня очевидно, что создание Совета было продиктовано несправедливым подсчётом голосов на последних выборах с целью погасить протесты лидеров оппозиционных партий в Госдуме, снять напряжение, возникшее в результате судебных исков о нарушениях в ходе избирательной компании. Тогда-то бывший Мэр Лужков и заявил о необходимости, цитирую, «учёта мнения оппозиции при принятии важных для города решений».

Поначалу казалось, что разноголосица, хаос, излишняя политизированность членов Консультативного совета будут резко контрастировать с работой депутатского корпуса. Если двухпартийная гордума с подавляющим большинством единороссов стала абсолютно предсказуемым механизмом поддержки инициатив мэрии, то Консультативный совет за три месяца существования не определился даже с кандидатурой председателя. На первых заседаниях то отсутствовал кворум, то возникали существенные разногласия по поводу кандидатуры председателя. Кроме того, «Яблоко» и «Справедливая Россия» никак не могли определиться - вступать или не вступать в Совет, «быть или не быть».

 Наконец, партия «Яблоко», устами своего лидера утверждавшая, что «Мосгордума в нынешнем составе нелигитимна», подавляющим большинством участников городской партийной конференции приняла решение делегировать своих представителей в Консультативный совет. Это было правильное решение, поскольку не воспользоваться трибуной Консультативного совета было бы по меньшей мере неразумно, а в ходе будущих выборов ограничило бы шансы представительства в законодательном органе.

Несмотря на мои переговоры с лидером фракции «эсэров» в Госдуме Левичевым, несмотря на многократные попытки связаться с г-ном Мироновым по электронной почте и по телефону, я не удостоился какого-либо ответа. Разумеется, это нельзя было понимать иначе как отказ от сотрудничества с Советом. Это тем более удивительно, что многие годы к каждому празднику я получаю поздравления от г-на Миронова со стереотипными пожеланиями и готовностью к сотрудничеству. Отдадим должное его аппарату, который выполняет за своего лидера его работу. Тем не менее, двери Совета остаются открытыми для «эсэров», если они действительно озабочены судьбами москвичей, а не декларативными словоизвержениями, не нашедшими поддержки в судах. На днях газета «Коммерсант» сообщила, что «эсеры» выразили готовность, цитирую, «подставить плечо» Мэру Собянину и для начала войти в состав Консультативного совета при Мосгордуме.

На текущий момент в Консультативный совет вошли по два представителя от всех зарегистрированных в Москве партий, за исключением партии «Справедливая Россия». Впоследствии один из представителей КПРФ вышел из Совета по собственному желанию. 3 июня 2010 года глава московского отделения ЛДПР Виктор Васильевич Соболев был избран председателем Консультативного совета. Притом, что и «Единая Россия» и КПРФ отказались претендовать на председательство, уступив таким образом, инициативу партиям, не представленным в Мосгордуме.

На данный момент проведено 8 заседаний Совета. Время от времени в них участвовали заместитель мэра В.Ю. Виноградов, который пристально следил за деятельностью Совета, и наш Председатель В.М.Платонов. На первых заседаниях были рассмотрены организационные вопросы, утвержден регламент Совета, разработан план работы, созданы профильные комиссии по социальным, экономическим, финансовым, бюджетным вопросам, по законодательству и вопросам государственного строительства. Избраны их председатели. Консультативный совет внес ряд предложений по следующим направлениям законодательной деятельности:

-        О внесении изменений в Закон города Москвы от 2 декабря 2009 года № 10 «О бюджете города Москвы на 2010 год»;

-        О Заявлении Общественного консультативного совета по вопросу принятия Федерального закона № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и последствий в связи с его принятием;

-        Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов города Москвы и органов местного самоуправления в городе Москве;

-        Об ужесточении фискальных мер в связи с принятием Закона № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

-        О гарантиях равенства политических партий, представленных в Московской городской Думе, при освещении их деятельности региональными теле- и радиоканалами.

 

 В результате рассмотрения данных вопросов были приняты к сведению 5 докладов, подготовлены два пакета поправок, четыре заявления в адрес Московской городской Думы, Правительства Москвы, Государственной Думы, Совета Федерации.

В рамках реализации положения об Общественном консультативном совете был разработан и подготовлен проект постановления Московской городской Думы по вопросу вступления в силу ФЗ № 83. Данный проект был рассмотрен Комиссией по государственному строительству, но не нашёл там однозначной поддержки. В ближайшее время он будет внесен мною на рассмотрение Московской городской Думы.

 Немаловажно, что в рамках работы Общественного консультативного совета в заседаниях Совета принимали участие представители исполнительной власти г. Москвы, а именно: врио заместителя начальника ОБЭП по г. Москве П.А. Монахов, заместитель руководителя департамента здравоохранения В.Н. Галкин, директор центра экстренной медицинской помощи С.А.Федотов, и.о. заместителя департамента потребительского рынка и услуг города Москвы В.Л. Варфоломеева, начальник управления организации и координации непродовольственных товаров Т.Г. Корнешова, начальник управления организации и координации продовольственных товаров О.В.Зубкова. Были заслушаны доклады «О действиях московских властей в условиях экстремальной ситуации лета текущего года», сделаны соответствующие выводы и подготовлены заявления и рекомендации.

В настоящее время на рассмотрении Общественного консультативного совета находятся ряд важнейших законопроектов: проект закона города Москвы «О бюджете города Москвы на 2011 год», проект закона города Москвы «О транспортном обслуживании населения на автомобильном и наземном электрическом транспорте в городе Москве», проект закона города Москвы «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов города Москвы и органов местного самоуправления в городе Москве». По результатам рассмотрения этих законопроектов будут подготовлены таблицы поправок и заявления особых мнений отдельных членов Консультативного совета.

Материалы Совета, как и планировалось в Положении, размещаются на сайте Мосгордумы. Надо сказать, что в отдельных регионах заинтересовались работой Консультативного совета и обратились к нам за консультациями.

Пока ещё рано говорить о серьёзном влиянии Общественного консультативного совета на законодательный процесс, рано говорить о его эффективности, но работа только началась, период притирки пройден, и сам факт, что за одним столом собираются люди кардинально противоположных взглядов, пытаются найти общие подходы к московским проблемам, формулируют их и предлагают, уже сам по себе положителен. Небольшой пример: в результате внесения мною пакета поправок, разработанных Общественным консультативным советом, была принята поправка к бюджету 2010 года, которая увеличивает расходы городского бюджета на обеспечение бесплатными лекарствами на сумму в 300 миллионов рублей. Пусть немного, зато результат очевиден.

На последнем заседании Совета 25 ноября новым председателем Совета был избран доктор юридических наук, профессор Игорь Леонидович Трунов (партия «Правое дело»), который 2-го декабря будет представлять точку зрения Консультативного совета на Съезде муниципальных образований города Москвы.

Повторяю, сегодня остаётся ещё неясным, насколько влиятелен будет Консультативный совет, станут ли прислушиваться депутаты к тем, кто, возможно, придёт им на смену через четыре года. Был случай, когда председатель одной из профильных комиссий                                                                                              Мосгордумы, нарушив Положение об Общественном Консультативном Совете, отказался предоставить слово члену Консультативного совета на заседании постоянной комиссии.

На месте депутатов я бы последовал примеру нашего нового Мэра, который нашёл время выслушать и принять к сведению пожелания не только партий, представленных в Мосгордуме, но повстречался и выслушал мнения членов Общественного консультативного совета. Тем более что Президент Медведев в своём видеоблоге недавно заявил о симптомах застоя в политической жизни страны, что «если у правящей партии нет шансов нигде и никогда проиграть, она просто «бронзовеет» и в конечном счёте деградирует»; конец цитаты. Президент публично признал пагубность монополизма в политической системе, который является «безусловным тормозом для развития страны». На мой взгляд, действующий депутатский корпус не имеет права отказываться от возможности услышать мнение оппонентов, представляющих своих избирателей. Разнообразие умов человеческих делает то, что ни одна истина не представляется одинаковой двум людям. Объединению усилий всех во имя улучшения жизни каждого москвича нет альтернативы.

 Что же касается персонально членов Консультативного Совета, то, я надеюсь, они постараются сделать этот орган эффективным в интересах и во благо москвичей.

 

Координатор Общественного

Консультативного Совета

политических партий при Мосгордуме,

депутат МГД                                                                                                                                                                                                                                                                                        Н.Н. Губенко