Автор инсценировки и режиссёр-постановщик - Н. Губенко.

Художник - В. Серебровский.

Музыка - И.Дунаевского, С.Беше, Ю.Буцко, Э.Грига, Н.Губенко, В.Моцарта, Н.Паганини, А.Хачатуряна, П.Чайковского, Ф.Шуберта, Ф.Шопена, Р.Штрауса, К.Эрдели.

Спектакль "Арена жизни" - театрально-цирковая мистерия с дрессурой животных и людей по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина: "Дневник провинциала в Петербурге", "В больнице для умалишённых", "Господа ташкентцы", "Пёстрые письма", "Сказки", "Незавершённые замыслы и наброски".

В инсценировке использована сатирическая поэзия ХIХ в.: А.Жемчужникова, В.Адикаевского, Д.Гликмана, Л.Мунштейна, а также неизвестных авторов.


Н.Губенко ставит спектакль-метафору, спектакль-буффонаду, отталкиваясь от народного мировосприятия действительности. Ведь как реагирует нормальный человек на очередные выходки власти, непроработанные, губительные законы, пустые заявления напыщенных политиков? Две самые распространенные оценки: «Это – дурдом!» и «Просто цирк!». Вот между ареной цирка и домом для умалишенных и разворачивается сценическое бытование печально узнаваемых персонажей. Занавес поднимается, и ты не сразу понимаешь, что находишься в театре: на сцене в движении – жонглеры, акробаты, коверные, клоуны. Представляю, сколько пришлось биться над этим зрелищем ("Советская Россия").


Вся эта клоунада и эквилибристика, конечно же, не самоцель в «Арене жизни». Внешне бурлящая и блистающая, а затем сменяющаяся тревожной тишиной больничных палат («верхняя палата», «нижняя палата», «идет голосование»…), глаголет-то она о весьма серьезном! Да, тут многое смешно, потому что узнаваемо, и вы будете смеяться, но смех — горький, как нынешняя жизнь.

« — Многие утверждают, что в основе современных напастей непременно лежит воровство.
— Это выдумали клеветники русского народа, противники ныне действующей системы».
«Да, мой друг, реформа — это такая вещь, что ежели раз она завелась, то ничего уж не поделаешь. Она всё подточит».
«Мы живем в эпоху радостных надежд! Велено торжество покаяния — значит, торжество покаяния!.. Обнимемся.» ("Правда").


Надо отдать должное режиссёру: ему удалось сделать практически невыполнимое – соединить публицистику классика с театрально-цирковым шоу на сцене. Получился настоящий спектакль-удар. Всё действо на сцене – кажущийся весёлым гротеск, здесь царят насмешка и ирония. Но после опустившегося занавеса зрителя ждёт настоящее испытание. В противовес балаганному веселью собственно спектакля начинается демонстрация кинохроники событий в России за последние лет двадцать. Вот тут-то всем шуткам конец. Смех в буквальном смысле сменяют слёзы. Наконец-то Николай Губенко высказывается полностью. Это очень неоднозначный спектакль, у него будут и противники, и сторонники ("Парламентская газета").

Класс! Совершенно новое художественное явление, новый язык, новый профессионализм актеров. Я лично просто не ожидал. Что-то меняется, совсем новый этап, новое дыхание. К деталям можно придираться (все-таки - тексты 19 века), но это мелочи. Главное - сила и ощущение целостности. Советую пойти, кто сможет (С.Кара-Мурза).


Видимо, для того чтобы подружить кресло депутатское с театральным, Губенко решил выбрать очень непростые для театра, но вечно актуальные для России сатирические тексты Салтыкова-Щедрина. Губенко ставит спектакль про то, что видел. И странно: на сцене показан брежневский застой, а получается — про Москву «нулевых». Вернее, так: Губенко рисует Москву «нулевых», а получается — чистый Брежнев. Редкий и очень достойный образец политического театра — жанра, по которому, между прочим, сейчас сходит с ума все видавший Лондон (Forbes Russia).

Временами - очень смешно. Сам Николай Губенко Ельцина играет - очень смешно и зло. Если кто не любит все, что произошло в России за последние 25 лет, - обязательно сходите. Вам понравится. Губенко никого не пощадил (Виталий Третьяков).


В спектакле участвуют: народный артист России Н.Губенко, заслуженные артисты РФ М.Басов, М.Лебедев, В.Щеблыкин, артисты А.Елизаветский, Д.Муляр, Е.Оболенская, Д.Перов, М.Федосова и др.

ОТКЛИКИ НА СПЕКТАКЛЬ

Мнение О.Белан                Свободная пресса                Советская Россия                Правда, 2 июня               

Правда, 9 июня             Московский комсомолец             Москвичка             Мнение А.Смородиной            

Газета "Завтра", 16 июня             Политдневник Виталия Третьякова             Парламентская газета            

Forbes Russia             Независимая газета             С.Кара-Мурза            

Правда, 2 июля